"Если Францию покинут 300 учёных, она превратится в страну идиотов" — Блез Паскаль сказал это почти 360 лет назад и предвосхитил Эдгара По, А. Чехова, З. Фрейда, Б. Рассела, которые сформулировали известный принцип: 99% людей — идиоты.
Уже тогда, когда еще не было ни России, ни соответственно ученых и университетов на ее территории, ни российского общества, великим французским мыслителем было подчеркнуто значение для общества тонкого слоя интеллектуалов и их ответственность за его развитие.
В России ни тогда, ни сейчас это никогда по существу не работало. Никто, по большому счету, не только не ценил умных людей, но и всеми доступными способами предпочитал от них избавляться.
Однако есть и обратная сторона этого явления.
В России, в отличие от Франции, так и не сформировалось сообщество просвещенных людей, которое смогло бы предложить понятную альтернативу ее прогрессирующему под видом патриотизма идиотизму. Во всяком случае, тому, которое блестяще было описано другим французом Астольфом де Кюстином 184 г. назад.
Именно такие мысли возникли у меня, когда я прочитал недавно два интересных текста двух уважаемых российских интеллектуалов, уехавших из России.
Прежде всего, это рассуждения Андрея Зубова о рашизме. ФСБук удалил этот текст, но его можно прочитать тут.
Блез Паскаль пытался найти баланс между верой и знанием и даже пытался обосновать знанием веру.
При чтении рассуждений о рашизме уважаемого А.Б. Зубова поневоле складывается впечатление, что и спустя века просвещенная часть российского общества упражняется в обратном процессе — пытается подменить научное знание верой. Причем под верой я понимаю то же, что и понимал известный русский философ С.Н. Булгаков: "Вера — это знание без доказательств".
Когда эмоционально и бездоказательно оспаривается наличие рашизма, то это противоречит научному знанию как минимум по двум основаниям.
Во-первых, согласно исследованиям как минимум трех известных всему миру ученых, Умберто Эко, Лоуренса Бритта и Роде Бордерона, сегодняшнее состояние России — это фашизм.
Во-вторых, все ранее существовавшие системы фашизма представляли собой преступные идеи и практики развития. В сегодняшней России фашизм предполагает столь же преступные идеи и практику деградации. И именно в этом смысле он является рашизмом.
Фашизм пытался оформить себя в качестве мысли. Рашизм — это исключительно вера, которая опирается на "нежелание людей знать истину". Но это уже Ницше.
Когда в качестве аргументов в защиту российского в большей части русского народа пытаются использовать Холокост и трагедию еврейского народа, то это уже и вопреки знанию, и вопреки нравственности. Причем я упускаю прямую связь аргументов, используемых ученым, покинувшим Россию, и Путиным.
С точки зрения знания, Холокост — это:
— мировая трагедия, которая ставила под угрозу существование целого народа исключительно по этническому признаку;
— у еврейского народа в тот период не было своего государства;
— он (еврейский народ) ни на кого не нападал.
Поэтому любые ассоциации типа "унтерменш" применительно к россиянам или к русскому народу не просто не базируются на знании, а являются попыткой подменить его верой.
У 140 миллионов россиян, часть из которых еще и вооружены, есть возможность прекратить войну. Но они ею даже не пытаются воспользоваться.
А комплекс "старшего брата" в такой ситуации ассоциируется в большей степени не с "унтерменш", а с "юберменш", или со статусом руководящего народа, в честь которого поднимал известный тост товарищ Сталин 24 июня 1945 г. Но это уже явно не аргумент защиты, а скорее наоборот. Если рассматривать это с точки зрения знания, а не на веру.
И Путин, и покинувшие Россию ученые мало чем отличаются, говоря о защите русской культуры.
Во-первых, если руководствоваться знанием, то даже Гитлеру и Геббельсу не пришло в голову защищать Гете или Шиллера, Баха или Бетховена.
Во-вторых, с точки зрения знания ни Пушкину, ни Толстому, ни Чайковскому, ни Рахманинову нигде и ничто не угрожает, если речь идет о космичности их искусства.
Другое дело, что как полет в космос, так и обращение к их талантам — пока еще дело добровольное. Вопрос о защите русской речи и великого русского слова также не стоит на повестке дня.
В-третьих, великая русская культура, что уважаемому Андрею Борисовичу Зубову прекрасно известно, не является культурой в общепринятом смысле этого понятия. И в свете последних событий интерес к российской культуре несколько трансформируется. С веры в ее гуманизм и возможность формирования цивилизованного человека на более глубокое осмысление того человека и того народа, которые она пыталась осмыслить. Что в значительной части российских умов абсолютно безотносительно воспринимается как русофобия. Хотя с точки зрения знания — это и есть 80–90% ее величия. А остальное — это русский пейзаж.
В-четвертых, сегодня на повестке дня у Мира и Европы стоит не защита русской культуры, а защита от ее т.н. носителей. Тем более странно слышать это от автора блестящих лекций об истории России, ищущего выход из Русской колеи.
Рашизм — это и есть та самая Русская колея — а не "скверное словообразование".
Для того чтобы из нее выбраться, существуют лишь два способа.
Первый — это внешний тягач. За прошедшие 106 лет такие попытки предпринимались, но, как известно, застрявшая страна чересчур велика. Даже несмотря на то, что в 1991 г. она значительно уменьшилась.
Второй способ выбраться из глубокой колеи — это собрать полиспаст. Но его необходимо за что-то закрепить.
Уверен, что ни вера, ни фейки не смогут стать анкерами для этого полиспаста.
Более того, именно здесь логично обратить внимание на вторую статью, покинувшего Россию ученого — Константина Сонина. Он делится сугубо практическими наблюдениями. Но в контексте сохранения России. При этом ключевой момент любого рассуждения — "ЗАЧЕМ?" — остается за скобками. А без этого выбраться из Русской колеи, сиречь рашизма, невозможно. Даже опираясь на позитивный антисемитизм.
В советское время был в ходу анекдот о том, что еврей не роскошь, а средство передвижения. Отчасти это так и было, но евреи — точно не тягач для столь тяжелого и столь глубоко застрявшего иррационального образования.